Что такое Декрет №6 (полное название - Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселении, сельской местности») белорусам объяснять не надо. Практически каждый слышал, что «есть какой-то документ, по которому можно ввозить ТС без растаможки». Многие не преминули воспользоваться законными льготами.
О том, как это сделать грамотно, мы уже писали в газете «Автобизнес» №4 от 31 января 2013 и на сайте abw.by. Эксперты в данном направлении Елена Плавинская и Валентина Завадская, адвокаты и партнеры Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» и ООО «Юридическая компания ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ», подробно рассказали весь механизм получения льгот.
Однако одно дело выгодно ввезти ТС для своего бизнеса. Необходимо четко знать, как им пользоваться в рамках закона, чтобы потом не платить штрафы. Здесь у автовладельцев возникли вопросы: можно ли на грузовиках, ввезенных по декрету, ездить в Россию? В большинстве случаев белорусский экспорт направляется именно на восток, однако никто достоверно не знает, как к этому отнесутся российские контролирующие органы. В создавшемся информационном вакууме даже начали рождаться слухи, что якобы «у белорусской таможни надо получить какую-то справку, и тогда вопросов ни у кого не будет».
Еще в январе мы писали, что запретов на выезд за границы населенных пунктов, где зарегистрировано юрлицо, и в Россию, у такого транспорта нет.
Теперь же, для абсолютной уверенности автовладельцев, мы решили подкрепить эту позицию выдержками из официальных ответов профильных служб России и Беларуси.
ООО «Юридическая компания ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» обратилась с официальными запросами в Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь, а также в Минскую региональную таможню.
Читаем и анализирует закон
- Как и следовало ожидать, ответ на поставленный вопрос четко виден при анализе статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, - говорит Елена Плавинская. – Эта норма приводит три категории условно выпущенных товаров:



В этой же статье говорится, что только на условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 , наложены ограничения по выезду в Россию - они «могут использоваться только в пределах территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск».
- Мы считаем (и специалисты таможенных органов двух стран придерживаются такой же позиции), что товары, ввезенные по Декрету №6, относятся к первой категории и, соответственно, могут въезжать в Россию, - заключает юрист.
Цитаты как доказательство
Полагаем, что в случае возникновения возможных спорных ситуаций для автовладельцев будет нелишним располагать точными цитатами из официальных ответов.
Так, Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь в своем письме от 08.08.2013 №04-14/01307 сообщает следующее:
«В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, в отношении которых при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются условно выпущенными товарами до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Данные товары имеют статус иностранных товаров и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.
Таким образом, основное требование, которое предъявляется к данной категории условно выпушенных товаров, заключается в том, что такие товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.(…)
Необходимо отметить, что таможенным законодательством Таможенного союза ограничений по использованию данных товаров только в пределах территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, не установлено.
Таким образом, по мнению Представительства, товары, ввезенные в качестве вклада в уставный фонд и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и налогов, могут использоваться на территории Таможенного союза при условии соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению.»
В свою очередь, Минская региональная таможня в ответе от 05.08.2013 №01-1124 отмечает, что «в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Минская региональная таможня не наделена полномочиями давать официальные разъяснения Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселении, сельской местности» (далее - Декрет №6) и порядка его применения на практике».
Вместе с тем специалисты таможни сочли возможным высказать свое мнение по данному вопросу, оговорившись, правда, что «настоящая консультация подготовлена в соответствии положениями статьи 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров».
Итак
«Из нормативных предписаний подпункта 1.9 пункта 1 Декрета №6 следует, что применение льгот по таможенным пошлинам, налогам, не сопряжено с какими-либо ограничениями в части места осуществления коммерческой организацией своей деятельности, а также возможности вывоза товаров при осуществлении такой деятельности за пределы территории Республики Беларусь.
На основании вышеизложенного, а также учитывая положения пункта 4 статьи 345 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которому допускается временный вывоз транспортных средств международной перевозки, являющихся условно выпущенными товарами в соответствии со статьей 200 ТК ТС, возможно использование ввезенных с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов автотранспортных средств в международных перевозках.
Таким образом, полагаем, что транспортное средство, ввезенное на территорию Республики Беларусь с применением льгот по таможенным пошлинам и налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6, может использоваться коммерческой организацией, в уставный фонд которой такое транспортное средство было внесено в качестве неденежного вклада ее участника (учредителя), при осуществлении такой коммерческой организацией как междугородних, так и международных перевозок, независимо от места загрузки и выгрузки транспортного средства.»
-Надеемся, полученные нами ответы в таможенных органах Беларуси и России уничтожат почву для слухов и помогут владельцам коммерческих организаций в их бизнесе, - отмечают в Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ. - Насчет слухов отметить можем следующее: действительно, случаи привлечения к ответственности владельцев ТС, ввезенных по Декрету №6, есть, однако происходит это не из-за того, что это ТС выехало в Россию, а из-за нарушения требований Декрета №6 и иных законодательных актов. Например, когда грузовик используется вне рамок коммерческой деятельности организации или им управляет посторонний человек. Также в случае транспортировки товаров без товаросопроводительных документов. Люди, как правило, не хотят разбираться, почему и за что их наказывают, поэтому и появляются разные домыслы.